Montreal
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Montreal | 1991 ESP Horizon Double Neck

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

 

Двугрифовая Montreal заставляет меня думать о запахе моей горящей плоти.

В то время у меня еще не было того двугрифового Explorer, который в конце концов у меня появился, и который я прозвал «Журнальным столиком», потому что он — чертовски огромный и тяжелый. А тогда в песне "Fade to Black" мне был нужен звук 12-струнной гитары, и ESP дали мне всё, что у них было — двугрифовую модель Horizon выпуска 1989 года.

(Очень странно, что в этом месте повествования Джеймс говорит, что гитара 1989 года, при том, что на других страницах она обозначается, как 1991 года выпуска — примечание переводчика)

И до Монреаля я каждый вечер играл на ней в "Fade to Black". А потом она была отправлена в отставку.

(18 августа 1992 года во время концерта в Монреале произошла авария с пиротехникой, в результате чего Джеймс получил ожоги второй-третьей степени, и прочие травмы. В результате остаток тура он только пел, а его партии играл Джон Маршалл, гитарный техник группы, который потом выступал в Metal Church — примечание переводчика)

Если вы посмотрите на фотографии, то увидите, что в том месте, где моя рука обхватывает гриф, сзади он белый, и можно увидеть там места, где поверхность обуглена. Просто было так жарко, что лопались струны. Из-за того, что случилось, у меня точно нет ненависти к этой гитаре. И к пиротехнику я действительно не испытываю ненависти или чего-либо еще. Все на свете происходит по какой-то причине, и вот по какой-то причине я должен был на какое-то время перестать играть на гитаре.

 

Несмотря на все то, через что мне приходилось проходить в жизни: переломы запястья, переломы рук и все такое, я очень благодарен, что у нас были люди, которые вставали рядом и играли на гитаре. И я не хочу говорить: "Хорошо, что я умею петь", но хорошо, что в группе у меня есть еще одна работа. Защита рабочего места в группе!

Это точно не было веселым временем, но я просто рад, что не случилось чего похуже. На концерте, я помню, бросил гитару вниз, ушел за кулисы и просто смотрел, как моя кожа шла пузырями и отслаивалась.

Помню, как сунул руку в воду со льдом. Ощущалось так здорово, но как только я достал её наружу, то, что, там еще полыхает пламя? Меня охватила паника, типа: вот говно, боль не уходит". Помню, как мне помогал охранник. Он не владел английским, но знал, что нужно было делать — садиться в фургон и ехать в больницу.

Я на самом деле помню, как сидел на заднем сидении фургона и рычал от боли. Я испытываю громадное уважением к людям, которые прошли через любые ожоги — серьезные или незначительные. Схватили ли вы горящую сковородку или попытались достать пирожок из духовки, вас внезапно пронзила острая боль. И это прожигало до кости. Это было очень жестоко.

Это историческая гитара, часть нашего пути. И это произошло через пару дней после того, как мы отдыхали в Мексике во время небольшого перерыва в туре c Guns ’N Roses, когда у Эксла пропал голос. Мы только вернулись из Мексики, и вот произошло такое.

  Очень круто, что гитарный гриф натурального цвета, не покрашен в черное, и, таким образом, ты можешь видеть на нем обугливание. Если бы он был черным, то не увидел бы. Это, наверное, выглядело, как просто вздувшаяся краска.

С аварией не повезло. В то время пиротехника была не такой безопасной, как сейчас. Дополнительного корректировщика огня не было, поэтому, когда тот, что был, поднял глаза, чтобы убедиться, что можно пускать огонь, то всё выглядело нормально, и он разблокировал установку и нажал на кнопку. Если бы там была задержка, даже на две-три секунды... мы то были на сцене, сновали туда-сюда, я просто уже не помнил и двинулся бы в пламя.

Когда я смотрю на эту гитару, то не испытываю никакого страха. Я возможно чуть больше боюсь пиротехники, или исполнения песни "Fade to Black", но гитара таких эмоций не вызывает. Можно провести аналогию с падением с лошади — тебе просто нужно залезть обратно. Это не вина песни, гитары и даже не вина пиротехники. Это обстоятельства.

Комментарий переводчика:

Независимо от событий с пиротехникой, есть предположение, что гитара, на которую был установлен Floyd Rose, даже и без той аварии вряд ли бы задержалась в арсенале Джеймса — только, как временный инструмент.

Говорит John Marshall:

Я дважды заменял Джеймса, как гитариста: в 1986 году, когда он сломал запястье, катаясь на скейте, и потом снова в 1992, во время его восстановления после аварии с пиротехникой во время исполнения "Fade To Black" в Монреале. В то время я играл на всех его гитарах. У двугрифовой ESP Horizon гриф был обожжен и, я помню, что когда на ней играл, то смотрел вниз на обугленности, туда, где была рука Джеймса.

Комментарий переводчика:

Есть предположение, что одной из причин последующего увлечения Джеймса татуировками было желание скрыть следы ожогов и шрамов.


Параметры инструмента:

  • Модель: 1991 ESP Horizon Double-Neck Gloss Black
  • Корпус: махогани
  • Гриф: клен
  • Рабочая поверхность грифа: палисандр, инкрустация — перламутровые метки
  • Верхний бридж: Tune-O-Matic hardtail
  • Нижний бридж: Floyd Rose tremolo
  • Звукосниматели:
    верхний бридж — EMG 81, верхний нэк — EMG SA Alnico
    нижний бридж — EMG 81, нижний нэк — EMG SA Alnico
  • Верхний переключатель: 3 позиции (верх, выключено, низ)
  • Два нижних переключателя: 3 позиции (нэк, оба датчика, бридж)
  • Ручки регулировки: громкость верха, громкость низа
  • Происхождение: Япония
  • Серийный номер: нет
  • Серия: 1/1 Custom

Поломки:

  • 1992: Горение пиротехники по верхнему грифу

Примечательное использование:

  • Концертное исполнение «Fade To Black»

Комментарий переводчика:

Впоследствии Джеймс был регулярно замечен на сцене с двугрифовыми Explorer — от ESP и Ken Lawrence. Причем «двустволка» ESP (↓) не была описана в его книге, а вот Ken Lawrence встретится на страницах издания позже.