OGV
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

OGV | 1980 Electra 2236 Wedge

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

Когда я смотрю на V с альбома "Kill 'Em All", она же OGV, то первое, что приходит на ум: "Что ещё за Electra?!"

Я думал, что это была Gibson Flying V, просто точно такая же, на какой играл Майкл Шенкер. Это все, о чем я думал. Она была белой, она была в форме V, на голове грифа была пластина с логотипом Gibson, и она дёшево стоила. Сейчас я понимаю, почему дешево — потому что она была сделана в Японии. Мне было всё равно. Позже, когда, думаю, мы впервые были в Нью-Йорке, кто-то сказал мне: "Ыыы, это не Gibson! У неё гриф на болтах!" Я этого не знал (что не Gibson), и мне было всё равно.

Невежество было своего рода блаженством, потому что я был так счастлив, что у меня есть моя белая Flying V. Спустя несколько лет можно было уже сказать, что изначально она и не была белой — после того, как и пряжки и мой ремень с пулями ободрали белую краску сзади корпуса, выяснилось, что на самом деле изначально это было махогани, покрашенное в красный.

А до OGV, я купил говняную пятидолларовую гитару с барахолки, у нее расстояние от струн до грифа было 2.5 сантиметра, играть было невозможно, и после теннисной ракетки это был следующий уровень позирования с воображаемой гитарой.

А первой настоящей гитарой была, купленная моей мамой, Gibson SG выпуска 61, 62 или 63 года. В своей первой группе Obsession я играл на той SG на школьных вечеринках.

В той SG было дух. Но в то время я, на самом деле, хотел петь, потому что так много гитаристов уже было вокруг, и поэтому я продал гитару, и купил микрофон, пульт Carvin и концертные колонки. Когда я снова встретился с Ларсом, во второй раз, он сказал, что у него есть место на пластинке-сборнике "Metal Massacre". Я сказал ему, что я просто певец. Он ответил: "Хорошо, мы будем искать гитаристов", но ни один не был достаточно хорош, и тогда я понял, что нужно покупать гитару.

Чего я хотел?!! В школьной мастерской по дереву я вырезал много разных фигур, и всегда хотел Flying V. Все, что меня заботило, — это то, чтобы она выглядела так же, как та, на которой играл Майкл Шенкер. Я имею в виду, что всё это пошло от группы UFO и Майкла Шенкера. Он просто выглядел настолько круто. Был с ним классический постер, где он в черной одежде из спандексной кожи со смешными маленькими кармашками и фишечками с капитанского кителя — он там с белой Flying V. Это выглядело настолько контрастно, что белая Flying V просто бросалась в глаза, потому что всё было только черным и белым. И потом сценическое освещание могло изменить цвет гитары, потому что она была вся белая (включая гриф). А еще мне нравился образ — длинные светлые волосы, рокерский прикид, его эффектные соло. Для меня Шенкер был более современным кумиром, наряду с явлениями типа Judas Priest и Scorpions.

Я даже не помню, где нашел эту гитару, всё уже позабыто, но она должна была там появиться. А вот то, что я лучше всего помню, — это то, насколько я был счастлив, когда пришел Ларс, потому что тогда я ощущал это всё началом всей той "крутизны", к которой мы стремились.

Это было, когда мы с МакГовни жили в Норуолке (штат Калифорния), в доме с ударной установкой Ларса, гитарным полустэком и Flying V, которая, в итоге у меня появилась. Есть фотография со мной и Ларсом, где посередине стоит OGV, просто "Таа-даам!". Ощущение было, что мы прибыли (куда надо). Ларс любил эту гитару, потому что такая была у Брайана Татлера из Diamond Head, и, таким образом, в наших умах это значило, что мы это сделаем!

Ларс был вдохновлен так же, как и я, а мне было наплевать на то, что это была копия Gibson. Играть было удобно, звучала она отлично и выглядела так. как я хотел. Это совсем не будет звучать слишком драматично, если я скажу, что эта гитара изменила направление моей истории, это была OGV. Она была совсем на другом уровне, и помимо своей формы и яркой белизны она притягивала взгляд и внимание. Хотелось на неё смотреть, возможно из-за стреловидной формы, а может быть, потому что она просто звучала и выглядела быстрой. Это одна из самых быстрых гитар, что у меня есть и по нынешний день, с очень-очень хорошими средними частотами. Она очень чисто звучит, но также и кранчево.

Она дала мне экстра-уверенность, с ней я был, почти как прикрывшись щитом.

Думаю, там можно найти этому какое-то медицинское объяснение. Мне поначалу было страшно быть певцом. Первый концерт, где я пел и играл на V, был в школе у Ларса, Back Bay High School. С тех пор я знал, что мне с гитарой было лучше. Она давала мне больше уверенности, потому что я знал, что был хорошим ритм-гитаристом. Петь мне тоже нравилось, но я не смог бы быть просто солистом (фронтменом).

С этой V я смог спрятаться за гитару. Метафорически это были доспехи, и они придавали мне нечто, чем я, по крайней мере, был бы всё время занят вместо того, чтобы пытаться только заводить.

Эта гитара вывела все на другой уровень. Это значило типа: "Эй, вы никогда такого не видели, и никогда раньше не слышали такой музыки". Это подвинуло нас к границам. Я мог сочинять риффы, и мне это нравилось. Первый рифф, который я придумал на OGV, был глупой песней, которая называлась "Handsome Ransom" — тот рифф был похож на рифф "No Remorse", если бы его сделали под влиянием глэм-металла.

Мы искали самый лучший кранчевый, жирный, монументальный, тяжелый звук всех времен. Тогда я еще не парился на счет звукоснимателей, я, вообще, ни о чем не парился. Я не понимал, что можно поменять на гитаре датчики, до того момента, как с теми датчиками не случилось чего-то, и техник их не заменил, или пока я не услышал, как другие группы используют разные датчики. Тогда я погрузился в гитарные журналы, стал смотреть оборудование и открыл для себя полностью новый мир. Думаю, что после идущих с гитарой фабричных датчиков, Seymour Duncan являются следующей по крутизне вещью. И после них открылись шлюзы плотины.

Это была единственная гитара, что у меня была, и поэтому я мог уделять ей много внимания, особенно после того, как у нас украли оборудование. Какое-то время у меня не было запасной гитары, и поэтому, если у меня рвалась струна, то увы.

Я сломал несколько голов грифов, но не делал этого на OGV. Она ломалась, когда или была поставлена кем-то в опасную позицию, или просто кто-то её уронил, и это произошло три раза! И это ни разу не был я! Но то, что я понял, после общения с гитарными мастерами — это аналогично тому, как доктора говорят, когда ты ломаешь руку: когда она заживет, то в переломанном месте будет уже крепче, чем вся остальная кость. Вот так и происходило с грифом OGV, потому что каждая новая поломка головы случалась уже в другом месте.

Возвращаясь в прошлое, когда мы в 2007 году работали в студии над альбомом "Death Magnetic", Рик Рубин (продюсер) захотел, чтобы мы вернулись к своему изначальному звучанию и попробовали снова ощутить ту энергию. Я знал, что хочу вернуть свою OGV. Помню достал ее из кофра, и она была покрыта коркой, наверное, с кальцием от пота. А от ремня воняло, как из кладовки с вещами подростковых времен. Это было ужасно! Там все хрустело, но мы сохранили потенциометры и железо, но просто почистили всё. С какого-то момента мы поставили на неё EMG 81 вместо Seymour Duncan, и электроника была перепаяна.

На OGV я сочинил для "Kill 'Em All" и "Ride The Lightning" почти всё, что не было сочинено Мастейном, Хэмметом или Бёртоном. Песня, которая приходит на ум, "Metal Militia" — наверное, это потому, что она одна из песен, которая вышла на первых гастролях в 1983 году, в Уиннебейго, с группой Raven, когда мы идем на сцену и "брааам, да-да-да дайдл дайдл дайдл дайдл-да ДА"... это просто начинается "Metal Militia". Много всего такого мне напоминает OGV. Не забывайте, что это было весело. OGV была беззаботной, потом что тогда мы не особо много беспокоились на счет сэт-листа и всяких других ответственных моментах наших жизней. У этого была своя аура, которой я наслаждался. Какие-то другие гитары, которые я беру, немного тяжелее, немного серьезнее. А OGV полностью несерьезна. Если мы хотим играть быструю песню, записывать быструю песню или я хочу сыграть быстрый рифф, то играю на этой гитаре. Я отношусь к ней с некоторой заботой, но при этом есть и какая-то беспечность по отношению к ней, потому что думаю, что она сама сможет о себе позаботиться, сама сможет всё пережить.

До тех пор, пока я не достал её (после долгого хранения), я не осознавал, насколько OGV — особенная для меня. Она сформировала мою игру, она определила моё звучание, и она заложила моё видение.

Я рисую. Я всегда это делал вокруг текстов. А когда тебе некуда торопиться, и музыка — это твоя жизнь, то тебе ни о чем и не нужно беспокоиться. Хочу сказать, что мы могли собраться всей группой, а я мог скучать и сидеть царапать на гитаре FUCK IT. Давным-давно, в самые давние времена, на голове грифа побывали все персонажи Scary Guys.

Рассказывает Andy Battye:

Первый раз я поехал с этим парнями на гастроли в 1984 году, это было европейский тур "Ride The Lightning". Я видел, что у OGV была легкая трещина где-то в той слабой точке, где у многих V обычно есть тенденция к поломке головы. Подозреваю, что это потихоньку началось еще с ранних клубных времен, как результат неаккуратной перевозки. Несколько недель спустя мы вернулись в США и были в Канзас-Сити. Я во второй половине дня менял на OGV струны, и голова сломалась, когда я потянул за струны. Я приклеил её обратно и зажал тисками, но не очень сильно доверял своим действиям, и поэтому через пару дней отнес гитару к мастеру, которого очень хорошо рекомендовали.

Кстати, в тот день, когда сломалась голова, мы делали саундчек с новым Gibson Explorer, настраивая звучание усилителя, и Джеймс в итоге остался очень доволен звучанием, которое мы получили, даже несмотря на то, что он был очень расстроился по поводу V. В какой-то момент мы взяли взаймы серийную Gibson Flying V у группы Armored Saint, с которыми гастролировали вместе, но та гитара и близко не звучала, как OGV, и поэтому мы решили оставить Explorer, который потом получил имя So What!

Рассказывает Zach Harmon:

В ноябре 2021 года Джеймс в течение дня играл в студии на OGV. После нескольких часов, он взял другую гитару, чтобы попробовать другой звук, а я повесил OGV на крюк на стене, и через несколько минут услышал щелчок. Оказалось, что сорокалетний струнодержатель сломался в месте, где проходит четвертая струна. И всё произошло само по себе, когда гитара висела на стене.

 


Параметры инструмента:

  • Модель: 1980 Electra 2236 Wedge Vintage White
  • Корпус: махогони
  • Гриф: махогони
  • Рабочая поверхность грифа: палисандр
  • Звукосниматели: бридж — EMG 81, нэк — EMG 60
  • Переключатель: 3 позиции (нэк, оба датчика, бридж)
  • Ручки регулировки: громкость нэк, громкость бридж, тембр
  • Происхождение: Япония

Модификации:

  • 1980: Оригинальные датчики Electra "White bridge"
  • 1980: Перепайка, Seymour Duncan Invader (бридж/нэк)
  • 2008: Перепайка, EMG 81 — бридж, EMG 60 — нэк
  • 2008: Перепайка, изменили расположение переключателя датчиков и ручек

Поломки:

  • 1984: Первый раз сломана голова, переклеена
  • 1985: Второй раз сломана голова, переклеена
  • 2008: Третий раз сломана голова, переклеена
  • 2008: Реставрация головы и грифа, реставрация болтового крепления грифа
  • 2021: Поломка струнодержателя, заменен

Знаковая запись:

  • "Hit The Lights" (сборник 1982 "Metal Massacre")

Комментарий переводчика:

Лично я из этого рассказа отметил две важные для себя вещи:

Во-первых, если у гитары сломается голова грифа, то это еще не конец инструмента, и всё это можно починить так, что никаких ухудшений не будет. Даже если голова ломалась три раза.

Во-вторых, молиться на большие бренды типа Gibson — нет никакого смысла, поскольку на свете есть море фактов того, как подделки успешно заменяли оригинальные инструменты, оставаясь в истории на самых легендарных записях и концертах. И дело не только в Хэтфилде — тот же Слэш почти 40 лет называет поддельный Gibson своей любимой гитарой.

Момент рекламы:

Если у вас нет денег на Gibson, или есть деньги, но нет желания тратить их на Gibson, то вы всегда можете обратиться в Inspector и будет вам простое человеческое счастье гитарного типа.

Если у вашей гитары вдруг сломалась голова, или образовались какие-либо еще проблемы, то вы всегда можете обратиться в Inspector, и ваша гитара будет в полном порядке.