SO WHAT!
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

SO WHAT! | 1984 Gibson EXP-83 Explorer

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

В 1984 году, когда мы были на гастролях «Ride The Lightning» по США, я осознал то, что мне нужна была запасная гитара.

Тогда у меня появился первый Gibson Explorer, белого цвета. Он был немного тяжелее и лучше сбалансирован. Explorer анатомически подходит моему телу лучше, чем Flying V.

Flying V уникальна тем, что, играя на ней сидя, тебе приходится размещать её так, чтобы «нижний плавник» располагался у тебя между колен. С Explorer тебе этого не нужно было делать. Он у меня располагался ниже, чем Flying V, а я же ритм-гитарист, и поэтому, в основном, просто колотил по нему. Я не играл высокие ноты (на 20-ых ладах) и быстрые соло, как Эдди Ван Хален или Кирк Хэмметт, и поэтому мог вешать гитару пониже и более панк-рокерски, как Сид Вишес.

И когда бы я не видел Judas Priest или Scorpions, гитаристы у них играли на Flying V и Explorer — Rudolf Scnenker, Matthias Jabs, Glenn Tipton, K.K.Downing. И еще ребята из пары местных групп в районе залива тоже играли на Explorer, и я думал, что все они действительно выглядели очень круто. Мне нравилось, как выглядел Explorer потому, что, возможно, (геометрически) он еще и немного напоминал мне о логотипе Metallica.  

Аналогично было с V. У нее были плавники, указатели или когти, неважно, как ты это назовешь, но там были углы. И это имело связь с хэви-метал. А рокенрольщики старой волны играли на Gibson Les Paul и Fender Strat.

Название «So What!» (ну и что) было просто заявлением. Все мои гитары приходили к тому, что у всех них появлялись свои собственные мелкие фишечки, а эта надпись пошла от песни «So What» группы Anti-Nowhere League. Я накарябал её от скуки, потому что никто бы это не одобрил. «Что ты делаешь с новой гитарой». А это было еще одним небольшим моим Fuck you.

Когда я думаю об этом сейчас, то все эти вещи, корябание, наклейки — это было как-будто у каждой гитары были свои татуировки. В то время мы увлекались скейтбордами, и поэтому я прилепил на гитару наклейку Zorlac*, которая еще и отражала и нашу связь с Pushead**.

 


Примечание переводчика:

* Zorlac Skateboards — культовый производитель скейтов в 1976-1987.

** Pushead, он же Brian Schroeder — художник, известный оформлением рок-альбомов, постеров, футболок и пр.


Наклейка с мелким чуваком, наносящим удар гигантским кулаком, была из Японии, и я просто подумал, что это будет круто, и поэтому наклеил ее туда (на голову грифа). Возможно, это идет из позиции панк-рока “Да, наплевать". Что ты там подразумеваешь под "мне нужно выражать уважение к своему инструменту"? Я показываю уважение инструменту, когда кастомизирую его. Гитарам, как и машинам, нужны имена, потому что они дышат, живые инструменты. Давая им имена, я даже выражаю им еще больше уважения.

Весьма возможно, что вместе с «So What!» звучание стало тяжелее. На альбоме “Ride The Lightning” были какие-то быстрые песни, но “…Bells” и еще более медленные песни были немного более мускулистые, более качёвые и чуть менее использующие переменных штрих и скоростные фишки, такие, как в “Metal Militia”.

Корпус из красного дерева даёт слегка более тёмное звучание. На гитаре изначально стояла пара пассивных серийных датчиков Gibson 500T/496R, они же «Dirty Fingers», но в 1987 году я перешел на активные звукосниматели EMG 81/60, которые я поставил на все гитары, которые у меня тогда были.

А потом, где-то в 1991 году, во время тура с “Black Album”, мы поставили в бридж датчик Tom Anderson, а в нэк вернули 496R.

Я всегда искал максимально глубокое, темное и бьющее звучание, а Explorer был тяжлее физически и по звучанию, в нем много дерева, что помогает резонировать. Гриф и рабочая поверхность, дерево, из которого они сделаны — всё это влияет на звучание. Прислони своё ухо к деревянному столу, и ударь по нему. Если стол — цельный и мощный, то ты услышишь это, куда бы ты ни приложил ухо. Частоты проходят через дерево, и поэтому крепление струнодержателя к дереву — это очень важная вещь. Но я не думал ни о каком таком говне, когда просто увидел то, насколько круто выглядела эта гитара. На такой играли Scorpions, и поэтому я тоже захотел играть на ней, вот так просто. Но позже, я стал серьезно подкован по части её преимуществ. Плотность того дерева помогла мне потом развить игру ритма со звукоизвлечением ударами сверху-вниз (даунпикинг), хотя изначально мы были очень сильно вовлечены в это звукоизвлечение под влиянием панк-групп типа Ramones, Black Flag, Misfits, GBH и Discharge. Это были те группы, которые нас волновали и с которыми мы тусовались.

«So What!» — определенно тоже является оружием, особенно за счет головы грифа, похожей на крюк хоккейной клюшки, но мне казалось, что конец головы должен быть больше.

Я помню, в группе Misfits делали свои собственные гитары, и у них головы грифа были почти такие же большие, как корпуса. У них повсюду было эти острые вооружения, и они просто выглядели круто и похоже на средневековье.

По большей части мои гитары ломались об тарелки Ларса. Но не со зла, хотя там определенно и была какая-то злость, но и без явной радости. Иногда я просто бил головой грифа по тарелке сверху, потому что хотел бить вместе с Ларсом. Мы с ним били по одной и той же тарелке, и вот так случались проблемы.

OGV в этом не принимала участия, потому что у не колки располагаются по обоим сторонам, и, если ты ударишь головой по тарелке, то гитара расстроится. Не то, чтобы гитара не расстроится в любом случае от удара, но у «So What!» все колки располагаются сверху головы, и поэтому ты можешь использовать нижнюю деревянную часть, чтобы бить ею по тарелкам.

«So What!» абсолютно точно повлияла на то, как я стоял на сцене.

У Explorer на корпусе сверху и снизу есть зоны, которые очень хорошо ложатся на правую ногу, и ты можешь опустить гитару пониже, чтобы она была совсем низко.

А когда перед тобой стойка микрофона, то, чем ниже ты подвесишь гитару, тем лучше будет (чтобы не задеть ею за стойку микрофона). И еще у меня была теория о том, что чем меньше выглядит что-то на сцене, тем крупнее я сам смотрюсь, а ведь я хотел выглядеть большим и пугающим.  

Можно было бы подумать, что по этой причине я стал искать гитары поменьше, но я жк точно взял одну из самых больших гитар, если только не говорить о моделях типа Gibson Birdland, на каких играл Ted Nugent.

Думаю, что тогда в прошлом краски и лаки, которые использовались при изготовлении тех гитар, не просыхали достаточно, и поэтому все белые гитары в большей степени, нежели другие, превращались в цвет слоновой кости, оттенки желтого. Лично я думаю, что это круто, просто некая патина (налет на меди), которая в итоге покрывает гитару. На старых фотографиях «So What!» — белоснежная, а сейчас больше похоже на тухлое яйцо. А вещь, которая всегда напрягала меня в «So What!», — это то, что цвет головы грифа отличался от цвета корпуса, голова была черной, а я хотел бы, чтобы она была белой.

Круто было то, что, спустя три года после образования группы, я, наконец-то обрел свой первый настоящий Gibson. Иметь Gibson — это болшое дело. Каждый пацан, который начинал играть на гитаре, мечтал о чем-то подобном, но они приходили к тому, что покупали какую-нибудь копию, потому что это было доступно по деньгам. В этом могло быть немного от ощущения типа «мы добрались до места назначения» или «Ах, у меня Gibson в роли запасной гитары, а моя “номер 1” — это копия».

У «So What!» неоценимая роль в том, что это была моя первая запасная гитара, но эта её роль была недолгой. Прошло, может быть, года три, прежде чем она ушла на пенсию на несколько десятков лет.


Параметры инструмента:

  • Модель: 1984 Gibson EXP-83 Explorer Vintage White
  • Корпус: махогони
  • Гриф: махогони
  • Рабочая поверхность грифа: палисандр,
    маркеры — перламутровые точки
  • Звукосниматели:
    бридж — Tom Anderson “H”, нэк — Gibson 496R
  • Переключатель: 3 позиции (нэк, оба датчика, бридж)
  • Ручки регулировки: громкость нэк, громкость бридж,
  • Происхождение: CША
  • Серийный номер: 82624579

Модификации:

  • 1984: Оригинальные датчики Gibson 500T/496R
  • 1987: Перепайка, EMG 81 — бридж, EMG 60 — нэк
  • 2008: Перепайка,
    Tom Anderson “H” — бридж, Gibson 496R — нэк

Комментарий переводчика:

Следует обратить внимание на то, что модель образца 1983 года, которую приобрёл Джеймс, имеет отличиея от оригинальной классики 1958 года и её последователей. На гитаре Хэтфилда не было пикгарда, и датчики крепились к корпусу на рамках (как на Les Paul, например). Ручки регулировки, соответственно, тоже располагались иначе, нежели на классической модели.

На модели 1983 года самым ближним к правой руке музыканта органом управления являлся переключатель звукоснимателей, в отличие от чем Flying V. Впоследствие на OGV этот переключатель будет также стоять ближним к правой руке (его поменяют местами с одной из ручек) — возможно, это будет сделано после того, как Джеймс привык к такому размещению органов управления на своем первом Explorer.

Более того, даже на почти всех Les Paul Джеймса (за исключением винтажных 50-ых годов) переключитель будет «подвинут» поближе к правой руке (на место «громкости бриджа» в то время, как серийный переключатель наверху будет деактивирован.