You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Интервью ESP с арт-директором (бонус-глава от переводчика)

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

 

Мы в ESP на протяжении 35 лет имели честь работать с одним из самых влиятельных и любимых гитаристов в мире тяжелой музыки — Джеймсом Хэтфилдом из Metallica. Его новая книга Messengers — это невероятно подробный кладезь прекрасных фотографий и занимательных, познавательных историй, посвященных его личной коллекции гитар. У каждого инструмента в Messengers есть своя история, и для любого поклонника Metallica или гитар в целом, этот 400-страничный том является, пожалуй, самой полной и точной, из когда-либо созданных, коллекцией инструментов какого-либо музыканта.

Нам посчастливилось заранее просмотреть всю книгу, которая была доступна только для предварительного заказа и должна была выйдти в ноябре 2023. Джеймс и его команда более двух лет провели, кропотливо погружаясь в мир этиих гитар, исследуя каждую деталь и собирая эту выдающуюся книгу, которая предлагает совершенно уникальную точку зрения, которую вы не найдете нигде больше. Мы побеседовали с Габриэлем Куо, редактором и арт-директором, который провел нас по пути создания этого проекта.

Пожалуйста, дайте нам базовое описание того, чего людям следует ждать от книги "Messengers" Джеймса Хэтфилда из группы Metallica.

Гитары, представленные в "Messengers", были лично отобраны Джеймсом, и каждая из них представляет собой важную главу в его музыкальном путешествии. Некоторые из них являются его доверенными любимицами, в то время как другие имеют заметную важность и историю, и также есть несколько, которые особенно уникальны по части того, как и почему они были созданы или приобретены. Каждая гитара представлена обдуманным интимным эссе Джеймса, что дает читателю большое представление о значении этих гитар. Даже те поклонники, которые знают происхождение некоторых из этих гитар, получат от Джеймса глубокое погружение, которое раскроет эмоциональный контекст его привязанности к этим вещам, многое из чего близко к исповеди. А для настоящих фанатов гитар и историков Metallica книга охватывает все боевые шрамы гитар от бесконечных гастролей, самодельные модификации и бесчисленные кастомизации. И, действительно, невероятно приятно видеть все эти гитары в одном каталогизированном документе.

Сколько времени от начала до конца заняла работа над этой книгой? В ней невероятное количество деталей, и это кажется огромным проектом.

Проект стартовал в начале 2020 года. В то время Джеймс уже фотографировал свои гитары в студии, что не только дало нам огромное преимущество, но и обеспечило нас головокружительным количеством красивых и четких студийных снимков. Именно на этом первом этапе редактирования фотографий мы начали по-настоящему понимать полезность этих гитар для Джеймса. Вмятины, порезы от пряжек ремня, остатки отслоившихся наклеек, чернильные каракули, ободранные задние стороны корпусов, сломанные головы грифа — вы не увидите этого всего в журналах или интернете. Эти гитары, особенно старые, были дорожной картой характера Джеймса, его силы, интенсивности и иногда скуки. Мы решили продемонстрировать эти недостатки, сосредоточившись на повреждениях и их скрытых историях.

Затем Джеймс потратил некоторое время на то, чтобы рассказать нам его личные истории, свои воспоминания и историю каждой гитары. Нашей следующей задачей было найти мастеров, художников, техников и сотрудников гастрольной команды, которые смогли бы привнести в проект рассказ и опыт. Интервьюирование всех них заняло время, и иногда для какого-то факта нам приходилось ссылаться на разные источники, чтобы убедиться в фактической точности, особенно это было потому, что некоторые из этих деталей относятся к 1980-ым и 90-ым годам. Только собрав этот контент, мы смогли начать визуализировать то, как все эти элементы будут объединяться в форме книги. Как только мы приступили к макетам, Джеймс не только великолепно руководил нами относительно того, что, по его мнению, было важным, а что нет, но и вселял в нас огромное доверие. В конечном итоге, нам потребовалось около двух с половиной лет, чтобы закончить — почти столько же, сколько длился тур черного альбома!

Вы уже были достаточно хорошо знакомы с большинством гитар ESP, которые были освещены в книге, или это было для вас большим опытом изучения?

Я рос, учась игре на гитаре в 80-ых, это была золотая эра острых, раскоряченных, эмоциональных и излишне дизайнерских металлических гитар — контуры B.C. Rich Warlock, 7-струнные Ibanez JEM, дикие покраски Jackson.

ESP действительно появлялись в то время, но их предложения были, наоборот, сделаны очень со вкусом, изящные и на профессиональном уровне. В то время все мои любимые гитаристы использовали ESP — Hetfield, Hammett, George Lynch, Vernon Reid, Page Hamilton. Это опытные, очень техничные исполнители, и поэтому ESP заполнила нишу для артистов, которые в значительной степени полагались на полезность, точность и производительность.

Классические гитары MX, которые были у Джеймса в первые дни, определенно были мне очень хорошо знакомы. И я видел вариации его нынешней именной Snakebyte. Но некоторые другие, такие как The Grynch и Trucksters, были, безусловно, новыми для меня открытиями. Я думаю, что у Джеймса около 400 гитар, и то, что он включил так много ESP в книгу, где представлено только 45 гитар из его коллекции, является свидетельством его давних отношений с Мэттом и командой ESP.

Развитие вместе с таким артистом, как Джеймс, требует креативности, ловкости и исполнительности. Книга раскрывает эволюцию от молодого Джеймса до Papa Het вместе с его гитарами в тандеме с этим ростом. Приятно видеть, как дизайн всех гитар ESP развивался вместе с Джеймсом на протяжении десятилетий.

Каково было работать в штаб-квартире Metallica с Джеймсом и командой, чтобы помочь собрать воедино этот эпичный кладезь информации?

Рэй Мастерсон, который работает с Джеймсом почти над всем, дал нам структуру и доступ, необходимые для того, чтобы превратить эту книгу в огнедышащего зверя. От начала и до конца Рэй предоставил нам правильную основу, которая действительно помогла нам максимально эффективно использовать наши ресурсы.

Я провел бесчисленное количество часов, разговаривая и переписываясь с Заком Хармоном, который с 80-ых годов является менеджером Metallica по вопросам оборудования и инструментов, и знает каждую гитару, усилитель и шнур в их штаб-квартире. Зак был так щедр на свое время и знания, было здорово поговорить с ним о настройке усилителей и классических гитарах ESP.

Джон Маршалл, который сейчас работает в Mesa/Boogie, был техником Кирка в свое время и дважды во время гастролей заменял Джеймса на гитаре. У Джона были огромные знания о ранних гастролях Metallica, и он знал, как и где, иногда вплоть до города и сцены, происходили многие гитарные неудачи.

А в штаб-квартире Metallica потрясающими соавторами были Стеффан Чирази, Джефф Йегер и Бретт Мюррей. Стефф руководит внутренним изданием Metallica "So What!", и, если нам нужен был снимок потенциометра "EET FUK" или снимок всех ранних гитар ESP MX на стене в студии, или поиск архивных изображений, все это можно было практически мгновенно решить в штаб-квартире между Джеффом и Бреттом. Это также преимущество штаб-квартиры — все находится в одном месте!

Насколько сложно было исследовать нюансы гитар Джеймса? Что было самым сложным для сбора информации?

При таком количестве представленных в книге гитар ESP нужно было первым делом связаться с Мэттом Маскиандаро (из ESP) и обсудить с ним наши планы. На раннем этапе самым важным было отделить вымысел от фактов. Если поискать в интернете, то можно увидеть огромное количество мифов, окружающих инструменты Джеймса.

Форумы, на которых люди делятся знаниями о самодельных копиях OGV, и о том, где найти старые MX в Японии, какие настройки ручек были у Джеймса на его Mesa/Boogie Mark IIC++ на каком альбоме и так далее.

Существует несколько фанатских сайтов, посвященных каталогизации коллекции гитар и усилителей Джеймса, вплоть до года приобретения, и поэтому мы знали, что нам нужно быть исключительно точными в наших выводах и исследованиях. Если и были какие-либо несоответствия или конфликты перекрестных ссылок, которые нельзя было проверить, то мы отбрасывали эти вещи.

Для ранних MX-220 и 250 Джеймса нам нужно было определить нюансы производства, которые могли предоставить только ESP. Мэтт был бесценен на раннем этапе, и он, конечно, знал все, и поэтому это был вопрос сбора и сортировки этих фактов. В некоторых случаях нам требовалось, чтобы штаб-квартира ESP Japan подтвердила старую запись.  

Настоящей проблемой было выяснение происхождения повреждений и модификаций, и поэтому мы, в значительной степени, полагались на память Джеймса, а также на старые технические заметки Зака и таких людей, как Билл Нэш, Джон Маршалл и Энди Батти.

Сверяя все это и убеждаясь, что такие вещи, как модификация отверстия фрезера около рамки бриджевого звукоснимателя, произошли в определенном году или что голова грифа сломалась три раза, а не два.

Что касается винтажных Gibson, я провел много часов, разговаривая с Риком Кингом, который помог Джеймсу найти и осмотреть винтажные '58 Explorer и '58 Flying V, которые он приобрел. Рик очень помог с экспертизой на счет того, как приступить к аутентификации винтажной гитары, о чем я раньше не очень много знал.

Кен Лоуренс на сегодняшний день сделал шесть индивидуальных гитар для Джеймса, поэтому провести с ним некоторое время было необходимо. Такие детали, как все инкрустированные фрагменты для гитары Dragon или то, как титановые детали оказывают тонкое влияние на усиление с сильным гейном

Роб Тернер поделился своими мыслями о разработке фирменных звукоснимателей Джеймса EMG.

Дино Мурадян сохранил старые документы о процессе разработки дизайна для гитары Unforgiven. Как и Дэйв Брюис, который провел нас через весь процесс сборки тату-гитары Dave Of England с выпуклым топом.  

Много было ключевых вкладов от людей, которые приложили руку к формированию контента этой книги, и с самого начала этого проекта нам быстро стало ясно, что критически важным аспектом устойчивого успеха Metallica являются люди, которыми они себя окружают, — специалисты и мастера, которые являются исключительными в своем деле, понимающие, скромные и преданные.

Были ли Вы давним поклонником Metallica до того, как взялись за эту работу по редактированию?

Первой песней Metallica, которую я услышал, была «Fade To Black», и она парализовала меня в моих ощущениях. Мне было 14 лет. Затем я вернулся к "Kill ‘Em All" и выучил все эти риффы. Как и бесчисленное множество других подростков в 80-ых, мы со школьными друзьями снова и снова переигрывали «Seek & Destroy» на наших дешевых усилителях Crate и Peavey c трехкомпонентной ударной установкой. У меня был небрендовый 100-долларовый страт с синглами, и мне пришлось дополнить его педалью Boss HM-2, чтобы хотя бы отдаленно приблизиться к хайгейновым тембрам Ride... и Master...

Когда вышел ...Justice — это было невероятным осознанием того, каким может быть метал — сухость продакшна, математическая сложность структур песен, политически заряженные темы текстов и в каждой песне сокрушительный поток брутальных риффов после брутальных риффов. Как и многие, я построил свою собственную версию OGV, используя старые японские детали.

В конце 90-х, когда я впервые увидел, как Джеймс играет на своем Ken Lawrence Hunter Explorer — это вдохновило меня построить свой Limba Explorer из необработанного черного дерева, используя детали Warmoth и поставив на него EMG 81/85. Можно сказать, что я исследовал этот проект большую часть своей жизни!

Какая у Вас лично любимая гитара ESP, из тех, на которых Джеймс играл или которыми владел?

Все они просто потрясающие! Ранние MX-220 и 250, конечно, легендарны. "EET FUK" и "Of Wolf & Man" бесспорны в своей непреходящей привлекательности, поскольку эти две гитары часто появлялись в клипах и концертных кадрах во время их игры.

Я думаю, что у Vulture есть некоторые очень сложные нюансы в дизайне — он берет черты от винтажных Flying V, но его форма абслютно современная и зловещая, хотя и сдержанная.

А лично для меня ESP Double Neck Montreal стоит выше всех. Глянцевый глубокий черный цвет по всей длине корпуса, визуальное пространство, проекция доминирования — это величественное произведение, обладающее особой энергией. Великолепная дихотомия минимализма и максимализма. Для меня рассказ Джеймса о Double Neck Montreal является выдающейся частью книги.

Он подробно описывает свою травму во время злополучного концерта в Монреале и рассказывает о своих эмоциях в тот момент. Страх, невыносимая физическая боль, визуальный ужас от того, как его кожа сползает с руки. Символично, что это произошло на пике силы группы, и вы, безусловно, можете почерпнуть здесь миф об Икаре. В конечном итоге повествование Джеймса поворачивается к прощению и благодарности, и, наконец, к принятию. За годы после монреальских несчастий группа стала сильнее и выносливее, чем когда-либо. Эта гитара обладает мистической силой, и, по моему мнению, стала огромным поворотным моментом для Джеймса и Metallica.