UNCLE MILTY
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

UNCLE MILTY | 1973 Gibson Les Paul Custom

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

 

Примерно в начале 90-ых годов я начал больше погружаться в мир винтажных гитар. Как-то я нашел черный Gibson Les Paul выпуска 1973 года, и у меня был лишний металлический крест, оставшийся после работы над моим первым кастомовым мотоциклом, который я назвал Saga.

Я наложил крест на гитару и подумал, что она начала как-то очень круто выглядеть. Я прикрутил его к гитаре и добавил гоночный виниловый стикер через весь корпус гитары, после чего начал чуть-чуть зашкуривать некоторые знаковые места корпуса. Поначалу. В студии эта гитара звучала по-настоящему жирно и полновесно, и, уже не помню почему, мы начали говорить о размере члена. Кто-то тогда заметил, что по слухам у комика Милтона Берла (Milton Berle), он же Дядюшка Милти (Uncle Milty), был толстенный член. Мы всегда пытаемся подобрать слова, чтобы описать звучание, и поэтому, когда всплыло понятие“толстый член”, то мы начали его использовать, чтобы описать звучание этой гитары. Так за гитарой закрепилось имя Uncle Milty.

К тому же это было во времена, когда мы стали сближаться с людьми из Gibson. Они увидели, как я играю на Uncle Milty, и захотели сделать именную гитару James Hetfield, но в те времена Gibson изнутри были очень неповоротливыми, с кучей начальников, и на самом деле никто у них на кухне не понимал настоящего вкуса блюд. Там у них было очень много бюрократизма, и всё занимало очень много времени. Я не получал удовольствия от их корпоративной атмосферы. В итоге, я сдался, и решил вернуться обратно к ESP.

(Как раз в те времена, я работал бренд-менеджером Gibson по России, был в курсе этих переговоров и очень надеялся на обретение именного Gibson Джеймса, но, вынужден признать, что он абсолютно прав на счет тогдашней бюрократии и изобилия непонимающих в гитарах начальников — примечание переводчика)

Я спросил ESP, смогут ли они выпустить ограниченный тираж Uncle Milty, и мы это сделали. Мы взяли их форму Eclipse, которая была тоньше и легче, чем Les Paul, и они очень легко и быстро смогли запустить серийное производство. Они — та компания, что всегда говорит “да”, и поэтому мы двинулись напрямую к Iron Cross Black и Iron Cross White.

Что касается креста самого по себе, то это байкерский символ бунта, и меня всегда привлекал этот посыл.

Я люблю логотипы, люблю дизайн, и эта гитара находит во мне отклик, потому что презентует простет и неповиновение. На черном ESP Iron Cross работы по состариванию сдела Билл Нэш (Bill Nash), с которым мы немного работали. (Это же из Nash Guitars — примечание переводчика) Он сделал несколько басов для Роба и мы поработали вместе. Билл внес во внешний вид состаренной гитары нечто новое, и это у него получается фантастически. Он — гений. Я боюсь брать на гастроли свой ’59 Les Paul, поскольку он очень дорого стоит, но я обнаружил, что есть переиздания старых гитар, которые Билл заставляет выглядеть винтажно, и даже более круто, нежели те оригиналы 50-ых годов. Он пользуется ножами X-Acto, которыми он делает потертости и царапины от одежды. Он делает состаренной покрытие и всякую химическую алхимию с фурнитурой. Билл — отличный парень, он фанат музыки и волшебник в том деле, которым занимается.    

Рассказывает Zach Harmon:

Джеймс сам сделал все работы по состариванию и модификации Uncle Milty. Он протер глянцевый лак до матового состояния, и сделал протертости рядом с датчиками, там, где располагается локоть правой руки и все остальные соответствующие места. Также протертости есть на задней поверхности грифа и корпуса. Эмблема в виде железного креста был установлена внизу, позади бриджа. В конце через весь корпус была нарисована полоса в духе гоночных машин. Что касается имени, то во время записи альбома “St.Anger” Джеймс использовал эту гитару для некоторых дорожек ритма. Насколько я помню, то Боб Рок описывал звучание этой гитары, как “burly” (качок). Потом Джеймс назвал ее Uncle Milty в честь комика Милтона Берла.  


Параметры инструмента:

  • Модель: 1973 Gibson Les Paul Custom
  • Корпус: махогани
  • Гриф: махогани
  • Рабочая поверхность грифа: палисандр, маркеры — прямоугольники
  • Звукосниматели: бридж — Custom Vintage EMG 81, нэк — EMG Custom Vintage 60
  • Переключатель: верхний — неактивен, нижний — 3 позиции (нэк, оба датчика, бридж)
  • Ручки регулировки: громкость нэк, громкость бридж, тембр
  • Происхождение: США
  • Серийный номер: неизвестен

Модификации:

  • 2003 — позолота с креста сделана облезлой
  • 2003 — нанесена позолоченная «гоночная» полоса

Комментарии переводчика:

Несмотря на то, что в книге написано, что на грифе палисандр, это, разумеется, не так, и там черное дерево.

Интересный момент: тогда в 70-ых Gibson делали Les Paul, как с кленовыми грифами, так и из махогони. У Джеймса — из махогони, в книге это видно по фоткам задней поверхности грифа, где ободралась черная краска. Еще один примечательный момент — у Les Paul семидесятых голова намного меньше «загнута», относительно грифа, нежели это было в пятидесятых, и потом в восьмидесятых и далее. (В период с 1961-1967 лесполы не выпускали, ибо они были не популярны, и только с 1968 их потихоньку стали возвращать на производство).

На вторичном рынке очень много копий гитары Uncle Milty. Есть абсолютно аутентичные, когда за основу берется настоящий Les Paul Custom 70-ых и к нему прикручивается крест, рисуются полоски и делается состаривание. Есть менее похожие, когда всё делается с лесполом поновее, и там голова сильнее «загнута», а есть и китайские инструменты с AliExpress, где крест — не железный, а просто нарисован на корпусе.

Выпустит ли когда-нибудь Gibson именную модель, точно копирующую этот личный инструмент Джеймса? Незвестно. Лет 10-20 назад Джеймс очень много играл на ней на концертах, и гитара была узнаваема и популярна. А последние годы она как-то ушла в тень из гастрольных приключений. Гитару можно увидеть в клипе Metallica «Frantic». Там она с крестом и полосой, но еще несильно состаренная.

Очень интересно, как Джеймс прикручивал крест, ведь крест же, наверное, плоский, а поверхность корпуса у леспола — выпуклая.

Судя по тому, что “St.Anger”, вышел в июне 2003 года, записывался он в 2002, и, следовательно, в записи Uncle Milty участововал в классическом черном виде, без креста и полосы, которые были нанесены в 2003.

На этом инструменте стоят локовые колки Sperzel, как и почти на всех гитарах Джеймса. Странно, но он не пишет об этом в книге, хотя на фото все видно.