EET FUK
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

EET FUK | 1987 ESP MX-220

Messengers: The Guitars of James Hetfield (2023)
Книга "Гитары Джеймса Хэтфилда"

Перевод и оформление: Сергей Тынку для Inspector Guitars (2024)

 

EET FUK была первой гитарой, которую для меня сделали ESP. В 1987 году мы с Ларсом пошли на выставку NAMM в Лос-Анджелесе. Там я наткнулся на ESP и на то, что у них было мне предложить.

До этого я не был знаком с Мэттом Маскиандаро, их руководителем, но это была одна из тех вещей, когда я просто начал говорить с ним, ощущая себя комфортно. Я сказал ему, что ищу форму Explorer, что хорошо подходит моему телу, и что я хочу, чтобы гитара была сделана из дерева потяжелее, немного плотнее и немного темнее. Я хотел, чтобы голова грифа была больше, и чтобы она была того же цвета, что и корпус гитары. Мне нравилась форма Gibson, но гриф был слишком толстым. А радиус рабочей поверхности грифа был слишком сильно закругленным. Я хотел чего-то более плоское, чтобы было более быстрое ощущение. Он сказал: “Разумеется, мы можем это сделать”. Мне это понравилось, и мы с ним по-настоящему хорошо продолжили. Факт того, что ESP были маленькой вражеской компанией, — тоже было реально круто. Я прямо там говорил с их боссом, они очень сильно горели желанием начать работать над тем, что я хотел, чего у меня в то время не было ни с кем другим.

  Я очень быстро получил EET FUK и её запасную гитару, SO FUCKING WHAT — меньше, чем через полгода, и это несмотря на то, что инструменты делали на другой стороне океана. Голова — больших размеров. Я уже говорил, что хотел, чтобы на выглядела более похожей на крюк хоккейной клюшки, и еще одной моей попыткой в этом направлении была обмотка головы гафферной лентой с изображением Scary Guy (как изолента на крюке клюшки — примечание переводчика). Мне нравилось то, что можно было видеть прототип на своем фоне и вносить в него изменения. У меня на гитарах две ручки громкости. Мне не нужна ручка тембра. А на большинстве гитар, где нет множества ручек регулировки, имеющиеся ручки находятся в неправильном месте. Но в музыкальной сфере все равно слишком много ручек регулировки! Я очень быстро переключался между чистым и перегруженным звуком, и поэтому мне нужен переключатель датчиков в том месте, которое позволит быстро это сделать.

(Такие переключения необходимы для песен “Fade To Black”, “One”, “Welcome Home (Sanitarium)”, “Call Of Ktulhu” — примечание переводчика).

На некоторых старых Gibson кнопки раскиданы где попало, либо переключатель датчиков спрятан среди кнопок, и до него сложно добраться. У меня была гитара ESP такого дизайна, где было легко переключаться. Две громкости и переключатель. Простота.    

И потом, конечно, я мог что угодно делать с маркерами на рабочей поверхности грифа. Мэтт всегда говорил мне: «Да».

Это был первый гриф с инкрустацией, которую я сделал. Это была версия ESP со средним пальцем, и это было идеально. Эти средние пальцы определенно были толстыми, потому что им надо было быть заметными на грифе. Это было очень круто, полностью уникально, и факт того, что они позволили это сделать, говорил о том, что они заботились о своих артистах, и это вело к установлению прекрасных отношений. На тот момент они ещё были развивающейся компанией и по этой причине участвовали в выставке NAMM. Таким образом, мы столкнулись друг с другом, у нас получился результат, и они стали той компанией, с которой я с тех пор и сотрудничаю.

Думаю, что если бы EET FUK могла бы в то время говорить, то она бы сказала: “Я забираю тебя отсюда на следующий уровень. У тебя есть какое-то признание, у тебя есть кто-то, кто готов сделать тебе гитары, они в тебя верят, они хотят быть частью семьи”. Это всегда будет для меня супер-важной гитарой следующего шага. Я больше не буду просто тупо брать инструменты со стойки.  

С точки зрения зрения перехода со звучания ранних Gibson к звучанию ESP, я всегда искал способы улучшить звучание, и для этого много всего было в датчиках EMG. Я хотел более цельной связки на бридже. Я не знал, может быть, нужно было «железо» получше, но ведь и «дерево» было важно. Позже я узнал, что черное дерево было плотнее, и цвет мне его больше нравился, но на EET FUK рабочая поверхность грифа была из палисандра. Голова грифа сломалась, скорее всего во время тура “The Damage Justice”. Это очень прикольная поломка. Я сломал ее об тарелку Ларса во время “For Whom The Bell Tolls”, наверное.

DAH-DAH, DAH-DAH, DAH. PSSSH. DEDE DADA, DADA. DAH-DAH, DAH-DAH, DAH.

Ага. Это то, что я обычно поделывал, а потом внезапно, опс, она хрустнула. Я не помню где. То, как ее потом починили было достаточно круто. Голова грифа у меня была покрыта шпоном, и я не думаю, что мы когда-либо прикручивали крышку анкера.

Наклейку с черепом я нашел где-то в армейском магазине. Возможно, что она — это небольшое влияние Lemmy. А потом там появилась наклейка “EET FUK”. Это была одна из фраз Metallica, где не было никакого смысла, типа как “Metal up your ass”. Что она означает? В итоге там на EET FUK было еще пара наклеек типа Well’ard Stiffy Boyz.

Я играл на ней в клипе “One”, а люди с MTV один раз взглянули на гитару и сказали: “У тебя гитаре на MTV на твоей не может быть EET FUK. Просто не может”. Через некоторое время она исчезла, и именно тогда там оказалась наклейка Well’ard Stiffy Boyz. Я поместил это, потому что в Америке все равно никто не поймет, что это за хрень. Это была просто очередная фраза, которой обменивались за кулисами все наши английские ребята-техники.  

Я думаю, что Well'ard Stiffy Boyz нас назвал Shaky, наш пиротехник, который в конце концов меня поджег. Англичане понимали эту фразу, а американцы не отдупляли, что это значит, и поэтому я все еще чувствовал, что там надо написать что-то вроде EET FUK. В любом случае, я снял её и обнаружил, что клейкую ленту можно применять много раз. Вы можете изменить свою фразу и написать ее на клейкую ленту, а не просто царапать надпись на гитаре, и поэтому надпись EET FUK вернулась.

Главное, что это была первая гитара, когда у меня был кто-то, сделавший мне гитару, которая мне понравились. Она подходила моему телу, лады джамбо, другой гриф, голова побольше.

И я должен подчеркнуть, что правила игры для меня изменились, когда я узнал, что у меня есть кто-то, кто поддерживает меня в этом аспекте. Я даже не знаю, подписывал ли я когда-нибудь контракт с ESP. В конце концов, там ли твое сердце? Есть ли там любовь? Вы пожали друг другу руки? Да. Никакого эксклюзива у меня с ними нет. Я играю на них, только потому что они мне нравятся.

Этот инструмент ушел на пенсию где-то в конце тура “Wherever We May Roam”, и он был одним из тех старых друзей, которые вышли из хранилища в 2008 году для записи альбома “Death Magnetic”, когда Рик Рубин поощрил нас оглянуться назад к нашим ранним маршрутам и получить от них свое вдохновение. Это подразумевало визит в хранилище и последующие восстановительные работы Гэри Брауэра. Эта гитара вернула мне какие-то винтажные ароматы, и в студии я сочинил на ней “Suicide & Redemption”. Это одна из тех гитар, вокруг которых я тогда выстроил свое звучание.

Мне нравится факт того, что одна из старых гитар, с которой я начинил, все еще продолжает использоваться и быть любимой. Я полностью понимаю Брайана Мэя с его Old Lady. Люди вечно пытаются копировать его гитару, и у них получается похоже, но нет, потому что ту гитару его отец сделал из полки над камином. Я люблю такое. Факт того, что он до сих пор берет ее в туры и играет на ней — это более, чем поразительно, но мне нравится, что у меня дома живут определенные усилители и определенные гитары — там я ощущаю, что они в безопасности. Одна из них — это EET FUK. Она больше не поедет в туры. Она заплатила свои взносы, заработала свои награды, получила свои шрамы и определенно заслужила свое уважение.

Говорит Matt Masciandaro:

ESP работают с Metallica с 1987 года, и моя первая встреча с Джеймсом была где-то в то время на выставке в Аннахайме. Однажды во второй половине дня он неожиданно пришел на экспозицию ESP, и мы начали разговор. Я предложил сделать для него гитару, если ему будет интересно, и вот совсем неудивительно, что он точно знал, чего он хотел. Гитара базировалась на классическом дизайне с несколькими модификациями, которые бы лучше подходили под его стиль игры и к достижению тех звучания и внешнего вида, которые он хотел. После обсуждения всех параметров его первого кастомового ESP, я спросил, не хотел бы он еще и кастомовый дизайн маркеров на рабочей поверхности грифа. Он сказал, что хотел бы средние пальцы вместо кружков. Мы с этим согласились, а позже он сам добавил буквы EET FUK.

Говорит Zach Harmon:

Как показывает инкрустация средними пальцами, на этой гитаре гитаре играли довольно эмоционально, и она олицетворяла ту эпоху хэви. В результате вся эта агрессия привела к хреновой трещине на голове и поломке грифа в время тура "Damage Justice" в 88. Это была необычная поломка, потому что голова треснула прямо на отверстии для колка четвертой струны, но после того, как мы это починили, гитара продолжила с неменьшей надежностью. В 2008 году EET FUK вернули с пенсии, чтобы записать "Heaven" для трибьют-альбома Iron Maiden. Когда я менял струны и настраивал гитару, то заметил, что изначальные ремонтные работы давали трещину и поэтому мы отправились к местному мастеру в районе залива Гэри Брауэру. Новые ремонтные работы включали вставку и вклейку ламината из махогани по задней части головы. Во время этой реставрации были поставлены шоковые колки Sperzel, при помощи станка PLEK поставлены новые лады, заменены потенциометр громкости и разъем для джека, была сделана перепайка с добавлением скрытого потенциометра тембра, который размещался в заднем "кармане" для электроники. EET FUK — это студийный фаворит и она находится в топе ряда лучше всего звучащих инструментов, как и её запасная в лице SO FUCKING WHAT.


Параметры инструмента:

  • Модель: 1987 ESP MX-200 Olympic White
  • Корпус: махогани
  • Гриф: махогани
  • Рабочая поверхность грифа: палисандр, маркеры — перламутровые средние пальцы
  • Звукосниматели: бридж — EMG 81, нэк — EMG 60
  • Переключатель: 3 позиции (нэк, оба датчика, бридж)
  • Ручки регулировки: громкость нэк, громкость бридж, тембр
  • Происхождение: Япония
  • Серийный номер: нет

Поломки:

  • 1988: Сломана голова, отремонтирована

Модификации:

  • 1987: Перепайка EMG 81/60
  • 2008: Установка листа ламината на заднюю поверхность головы
  • 2008: Колки Sperzel, лады с помощью станка PLEK, новый потенциометр громости
  • 2008: Потенциометр тембра в батарейном отсеке

Комментарий переводчика:

Я бы обратил внимание на еще одну новую вещь, о которой Джеймс не упомянул. На этой гитаре появилось черное «железо» — колки и бридж, а на Gibson этого не было, там «железо» хромированное. Отсутствие серийного номера, возможно, связано с тем, что голова подвергалась ремонту, а изначально номер может и был там до ремонта.